Заубер команда с богатой историей. Она успела побыть абсолютным аутсайдером без серьёзных перспектив и заводским почти грандом, при этом не теряя своего названия.
Мониша Кальтенборн родом из Индии, однако почти всю свою сознательн ую жизнь она прожила в Европе, где получила отличное юридическое образование. В структуре Петера Заубера она была важной частью системы. Изначально придя от лица одного из совладельцев команды, она осталась в коллективе и после ухода своих изначальных работодателей. В 30 лет, в 2001 году она уже член правления Заубер. В 2010, когда ей ещё и 40 не было, она назначена исполнительным директором всей структуры Заубер.
В мае 2012 года Петер Заубер передаёт ей свою часть акций (1/3) и Мониша становится полноправным руководителем коллектива. С этого года начинается её личная эпопея в Формуле 1, важнейшей чаcтью которой стал сезон 2014.
К 2014 году Заубер уже был весьма себе финансово хрупким. У команды не было ни титульного спонсора, ни богатого владельца, который мог бы обеспечить благополучие. Приходилось перебиваться мексиканскими деньгами Карлоса Слима и скромными инвестициями партнёров.
Однако у Заубер был ряд преимуществ по сравнению с другими аутсайдерами. Все ещё сильное и весьма опытное контрукторское бюро, хорошие отношения с Феррари и обычно достаточно квалифицированный первый номер. Увы в 2014 году все эти плюсы не помогли команде, а частично способствовали её падению.
За весь сезон Заубер не набрал ни одного очка. Стыд и позор, такого никогда в истории команды не было и не будет. Единственный раз, когда их можно было набрать, в Монако, оба пилота изящно самоустранились о различные части трассы, пропустив по итогу вперед Марусю Бьянки.
Первым номером команды стал дебютант коллектива немец Адриан Сутиль (а не Сьютл случайно?). Хороший пилот середняк с отличной гоночной репутацией в Форс Индии впервые сменил коллектив и попал в болото. Пара 11 мест - его единственное достижение по ходу сезона. После такого сезона он ушёл в резервные пилоты команды Уильямс на один сезон, а его гоночная карьера в общем кончилась. За свои услуги он получил 2 млн.€
Вторым пилотом был мексиканец Эстебан Гутьерес. В Монако он вполне имел шансы на очки, но мексиканец эффектно разбил болид с разворотом, находясь в десятке. В квалификации он опередил Сутиля, но в остальном проигрывал ему, причем часто катастрофически. Являясь протеже Карлоса Слима, который и платил за него два сезона, он не оправдал титул наследника Переса и был вынужден уйти из команды. Получал он сумму менее чем 0,5 млн.€.
Была также россыпь тест-пилотов, о которых я расскажу в следующем посте, который выйдет в понедельник. Дело в том, что эта тема крайне обширна, а в воскресенье гонка, и я не хочу, чтобы у вас разбегались глаза. В понедельник же о крайне проблемных контрактах на сезон 2015 и поговорим.
Самым большим и значимым спонсором команды уже четвёртый сезон был Карлос Слим через свои телекоммуникационные компании Claro, telcel и Telmex. Таким образом, как я уже упоминал, мексиканский миллиардер, который долгое время был богатейшим человеком на земле, обеспечивал деньгами карьеру Переса и Гутьереса. Его вложения оценивались в 20 миллионов долларов в год.
Oerlicon. Швейца рская промышленная компания. Родные Зауберу швейцарские спонсоры часто приходили в команду, иногда даже несколько раз. Так и Oerlicon оказал поддержку, которую однако нельзя назвать сильно значимой.
Emil Frey AG. Швейцарская компания, занимающаяся лизингом и сдачей в аренду автомобилей. На данный момент имеет в распоряжении более 4 000 автомобилей. Они до сих пор присутствуют в автоспорте, но уже кузовном.
Chelsea. Сотрудничество между Заубер и Челси продлилось несколько лет, но безусловно пиковым моментом было самое начало в 2012 году. В 2014 уже не было никаких совместных интересных пиар акций и других мероприятий.
Certina. Швейцарский часовой бренд (о боже как их много). Сотрудничал ещё аж с БМВ Заубер, правда уходил от команды из Хинвиля.
Unifin. Мексиканская фирма, занимающаяся лизингом и арендой. Наверняка ещё один спонсор Гутьереса.
NEC. Один из японских телекоммуникационных гигантов. Производитель компьютеров и прочей электроники. Когда-то фирму связывали с Комуи Кобаяси, но его наличие в команде не оказалось критически важным для японцев.
OMP. Поставщик формы для Заубер.
Jose Cuervo Tequila. Нетрудно догадаться, что это мексиканский спонсор от Карлоса Слима и Эстебана Гутьереса. Уже пятый, между прочим.
McGregor. Нет, Конор Макгрегор не имеет к этой наклейке никакого отношения. Это Нью-Йоркский бренд одежды, основанный аж в 1921 году. Судя по всему, семьёй ирландских эмигрантов.
Pacific Ventures Ltd. Компания застройщик из Дубая, там же застройкой и занимается. Арабские спонсоры в Ф1 вещь крайней специфическая и иногда залетная. Этот спонсор и не крупный и не долгий.
Pnehaus Frank. О боже, неужели у Сутиля есть личный спонсор? Нашивки швейцарского магазина шин присутствовали только на его комбинезоне. В интернете просто не существует никаких совместных записей, так что на этом их сотрудничество вполне вероятно и заканчивалось. Ну, вполне вероятно это был как раз тот вид личных спонсоров, который платил не за пилотов, а пилоту.
Medion. Абсолютно всю карьеру Сутиля на его кепке была эмблема компании Medion - немецкой компании по производству разнообразной электроники и бытовой техники. На данный момент это подразделение Lenovo.
Interprotección. 6 спонсор Гутьереса....... На этот раз это мексиканские страховщики.
И вот всего это добра хватило на жалкий бюджет в 68 миллионов фунтов. В пересчёте по тому курсу на $/€ это примерно 80 млн. Как же это мало. Учтя скромные призовые за 2013 год, можно прийти к печальному выводу, что независимые спонсоры генерировали в лучшем случае четверть этого бюджета, что очень плохо для команды середняка.
Двигатель Феррари стал конкурентным для клиентов лишь в следующем, 2015 году, но воспользоваться этим предстояло уже другим пилотам. Ну а эпоха вечно больного низкой скоростью темно-серого Заубера, длившаяся 2 года, подошла к концу.