Переходы в Заубер 2014-2015. Меняя коней на переправе.

Переходы в Заубер 2014-2015. Меняя коней на переправе.
Рауль Рамазанов
Рауль Рамазанов
20 марта 2023

По ходу сезона 2014 Мониша Кальтерборн заявила состав пилотов на сезон 2015. Им стал хорошо проявивший себя Адриан Сутиль и тестер команды, а также пилот Катерхама в сезоне 2013, Гидо ван дер Гарде. Однако произошли некоторый события, которые изменили ситуацию. Пилотами были объявлены Эриксон и Наср, а расстроенные предыдущие пилоты пошли в суд. Итак, давайте расположим пилотов по порядку: от тех у кого занять место было больше всего шансов до тех, у кого было их меньше всего.

1. Маркус Эриксон.

1. Маркус Эриксон.

Швед останется в истории формулы 1 пилотом-спасителем без каких-либо серьёзных скоростных навыков. Провальный для команды Катерхам сезон 2014 не испугал инвесторов Эриксона и те выделили огромные ресурсы. Команда была фактически выкуплена. 40 миллионов в год. Синий болид по совпадению (наверное) в национальных цветах Швеции. Разве могла Мониша отказаться от этого? Конечно нет. Тем более в условиях, когда команда имела крайне маленький бюджет.

2. Гидо ван дер Гарде.

2. Гидо ван дер Гарде.

Голландский уникум попал в Заубер интересным способом. Иногда в Формулу 1 залетают ренты, способные достойно заплатить, но обычно их инвесторов хватает на один сезон, а затем они уходят. Особенно, если нет хороших результатов. Гидо ушёл из Катерхама как раз из-за отсутствия каких-либо перспектив, а пришел туда, где их для голландца было ещё меньше. Увы и ах, его предложение на 15 миллионов было перебито взносами Фелипе Насра в размере 20 миллионов, даже не смотря на то, что у него было куда больше опыта, в том числе в Заубер. Расстроенный ван дер Гарде пошел в суд. Его вот уже третий заход в формулу 1 стал очередной неудачей, больше шансов попасть в королеву автоспорта у него не было.

3. Филипе Наср

3. Филипе Наср

Бразильский пилот, хорошо показавший себя в GP2 был великолепный проектом бразильских банкиров из Banco do Brazil и имеет множество сходств с нашим соотечественником Сергеем Сироткиным. Менеджеры Насра заключили выгодный контракт с Монишей, благодаря чему получили отличное место на сезон 2015, хотя шли в команду аутсайдер. Фелипе себя отлично проявил и в истории формулы 1 ему суждено остаться очень недооцененным. Надо ли говорить, что это был идеальный вариант по соотношению вложений и гоночного скилла. Он платил больше, чем Гидо ван дер Гарде и был скорее даже талантливее, а Сутиль не платил вовсе. Решение финансово и спортивно абсолютно верное.

4. Адриан Сутиль

4. Адриан Сутиль

Немецкий пилот по раскладу, который я сейчас описал, оказался во всех смыслах этого слова не у дел. Команда не могла себе позволить просто отдать боевое место недоходному пилоту. Впрочем сам Адриан вел двойную игру, обещая команде золотые горы в 40 миллионов швейцарских марок. По крайней мере так утверждает команда. Астрономических сумм никто так и не увидел, а Сутиль в 2016 предпринял попытку отсудить у команды 3,5 миллионов $.

Мы уже просмотрели грандов, ниже идут пилоты с вложениям в районе 5 млн.$ и с крайне небольшими перспективами хоть на что-то.

5. Сергей Сироткин

5. Сергей Сироткин

Русский уникальный путь для решения проблем Заубер также планировался. Сергей планировался хирургически точной заменой для своего предшественника - Виталия Петрова, однако остался не у дел. Даниил Квят быстро занял позицию главной надежды российских болельщиков. Когда было объявлено о том, что он перейдёт в Ред булл стало очевидно, что Сироткин просто не нужен. Дебюта ему пришлось ждать до сезона 2018, когда он и стал единственным пилотом из России. Ну а текущих весьма скромных вложений, главным образом от отца, хватило лишь на одну единственную тестовую сессию в Заубер на гран-при России, в которой он поломался. Такие дела.

6. Симона де Сильвестро.

6. Симона де Сильвестро.

Швейцарская автогонщица является пожалуй редким исключением из правил. Быстрые девушки в автоспорте в огромном дефицит. Карьера Симоны весьма неплохо развивалась в серии Индикар, но после четырёх сезонов в Америке её менеджмент решил поискать счастья в Заубер. В 2014 она возвращается в Европу и становится пилотом по развитию, чем автоматически губит свою карьеру. На дебют в Заубере нужны были деньги, коих де Сильверсто просто не смогла найти. Её инвестиций хватило лишь на один год тестирования устаревшей техники. Дальше её ждали считанные гонки в Индикаре на подмену и десяток e-prix в Формуле Е.

7. Аддерли Фонг.

7. Аддерли Фонг.

Про китайского гонщика вы можете посмотреть отличное видео на канале Формула Эффекта Утёнка. Для нас же здесь важно отметить, что Аддерли, как и пилоты на двух позициях выше, был не богатым рентой, который с большим трудом получил бы место в тройке аутсайдеров эпохи Феттеля, что уж говорить о Заубер битва рент в котором начиналась с отметки в 20 млн. Китаец провел в Заубере первую тестовую сессию в Абу-Даби и тесты молодых пилотов после окончания сезона.

Что же можно сказать по итогу? Мониша стремилась к тому, чтобы спасти безнадёжно нищающий коллектив и нанимала тех пилотов, которые могли принести максимальное количество денег. Вряд ли можно её за это осуждать, особенно учитывая тенденции в автоспортивном бизнесе, где частники уже редко когда претендовали на сильные места.

При этом по итогу за команду поехала очень удачная комбинация пилотов. Сохранить прибыль от гонщиков в сумме в районе 55-60 млн.$ удалось вплоть до ухода Мониши из команды в 2017 году. Дальше начиналась история уже Альфа-Заубера, команды которой деньги в таком объёме уже не были так сильно нужны.