Лотус 2010. Возвращение к канонам, про которые никто не вспомнил.

Лотус 2010. Возвращение к канонам, про которые никто не вспомнил.
Рауль Рамазанов
Рауль Рамазанов
5 апреля 2023

Всегда хорошо, когда старый бренд возвращается. Это вам скажет любой любитель автоспорта, да даже если за брендом ничего не стоит. Тони Фернандес, когда создавал свою команду, мог назвать её как угодно, например Tune group F1, в первоначальной заявке она называлась 1Malaysia, но назвал её Лотусом, так как банально сумел купить нужные права. Вот только права эти оказались лишь на название в автоспорте, более крутые были у другого юридического лица, о чем, в прочем, мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Ну а в 2010 году все выглядело неплохо. Команда оставила позади всех своих конкурентов новичков. Имела в составе победителей гонок. А в Валенсии даже отпраздновала 500 гонок. Историчность названия "Лотус" вылезла. Одно лишь печалило: очков набрать удалось ровно 0. Как и в последнем сезоне каноничного Лотуса в 1994 году. История как бы возобновилась.

1

Впрочем в первый год существования коллективов Верджин и Лотус это не казалось большой проблемой, я вас уверяю, тем более что малазийцы быстро поняли, что с косфортом им ничего не светит и перешли на Рено в 2011.

Отношение к сезону 2010 должно быть и было тогда, как к сезону вката, команда только формировалась, будущее у неё могло быть хорошим, но не стало. Фернандес не смог обеспечить хороший бюджет на уровне середняков, хороших сотрудников, хорошие и интересные контракты с топами, как это сделал Майля - владелец Форс Индии. Он остался в истории его ухудшенной копией.

2

Пилоты команды получили большую зарплату, чем пилоты чемпионского Ред булла. Об этом я как-то в прошлом году писал. Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнен получили по 3 миллиона долларов каждый.

Поскольку для команд аутсайдеров важнее всего финиши по ним пилотов вполне можно судить. Ковалайнен финишировал выше Трулли, если оба болида доезжали до финиша. Исключением стала одна единственная гонка.

3

Ярно был опытнее Хейки, но команде это не сильно помогало, фин достаточно удачно влился в коллектив и стал его первым номером на целых три года. Ну а теперь перейдём к спонсорам:

Теперь же перейдём к спонсорам. Большая их часть так или иначе связана с бизнесами Тони Фернандеса.

4

Tune group. Фирма Фернандеса, отвечающая главным образом за организацию и проведение развлекательных и досуговых мероприятий на азиатском рынке.

Hackett London. Имеет богатую спонсорскую историю спонсорства в Формуле 1, однако 2010 они наверняка хотели бы забыть. В проект они вложили совсем немного денег и были первыми независимыми рекламодателям.

1 Malaysia. Государственная программа суть которой можно свести к фразе: "мы все являемся МАЛАЗИЙЦЫ". Вероятно в её рамках закидывались денюшки для тестов не совсем бездарного малайца Фаруза Фаузи. Этот персонаж был тест-пилотом Спайкера в 2007, а в 2011 в том же статусе был в Рено-Лотус.

5

Air Asia. Авиакомпания Тони Фернандеса. Именно на борту одного из его самолётов проигравший спор Ричард Брэнсон в костюме стюардессы обслуживал богатого Малазийца. Забавно, что в том же году все ещё действовал контракт на рекламу в Уильямс. Таким образом авиакомпания спонсировала сразу две команды.

CNN. Новостное американское агентство, которое стало многолетним спонсором команды, правда вряд ли на большие деньги.

Proton. Малайзийский автопроизводитель, делающий и делавший весьма неказистые автомобили. Поддерживали карьеру Фаруза Фаузи.

LR8. Тони Фернандес человек с весьма интересным складом ума. Чуть позже после команды Формулы 1 у него появился........бренд энергетиков Lotus LR8. Интересно как бы отнёсся к такому использованию своего бренда Чепмен, основатель того самого Лотуса.

5

Naza. Малайзийский конгломерат различных компаний, направленных на разные сферы жизни человека. Одним из основных направлений развития компании был бизнес по продаже автомобилей.

Maxis. Малазийская телекоммуникационная фирма.

Тони Фернандесу удалось собрать неплохой бюджет в 60 млн.$, в то время как его соперникам: Вержин и Хиспании не было суждено собрать больше сорока. Совсем немного он не дотянул до Заубера.

6

Самой большой проблемой для Лотуса стало вовсе не отсутствие бюджета, а чисто теоретическая невозможность построить с нуля эффективное конструкторское бюро, приглашённый специально для этого Майк Гаскойн задачу провалил, да и вряд ли она была достижимой. С этим сталкивались абсолютно все команды новички и даже сверх-богатая Тойота. Японцы в своём первом сезоне проиграли Минарди в кубке конструкторов, а это говорит о многом. Хаас это исключение, подтверждающее правило, так как их первое шасси было создано в теснейшем сотрудничестве с Далларой - уже прокаченным конструкторским независимым бюро, работающем на аутсорс.

Тони Фернандес не смог переманить к себе толковых специалистов в области создания шасси и аэродинамики, хотя для достижения заветных очков он сделал куда больше своих прямых конкурентов, но он все ещё надеялся на то, что в 2011 году все будет по-другому. Как мы знаем сегодня, он ошибался.